на главную страницу            

   На главную    

   Биография

   Живопись

   Иван Грозный   
   Крестный ход   
   Запорожцы   
   Портреты   
   Приплыли   

   Графика

   О рисунках

   Лев Толстой

    Воспоминания 

   Арт критика:    

   Шер   
   Бенуа   
   Иванов   
   Грабарь   
   Волынский   
   Кириллина   

   В "Пенатах"

   Репин и ТПХВ

   Репин в Питере

   Письма Репина

   Статьи Репина

   Приложение

   Публикации

   Хронология

   Фото архив    

   Гостевая

   Музеи

Илья Репин

   Илья Репин
   1880-е годы

Илья Репин

   Илья Репин
   1910-е годы
   
  
   

Воспоминания
о Илье Репине

Е.Д.Стасова
А.Н.Бенуа - 2 - 3
И.Я.Гинцбург
Л.А.Шевцова-Споре - 2 - 3 - 4
В.П.Зилоти
Н.А.Касаткин
К.А.Коровин
Н.П.Сычев - 2 - 3
Б.В.Асафьев (Игорь Глебов) - 2 - 3 - 4
А.А.Куренной - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9
Н.Ф.Роот - 2
В.Н.Попов
А.П.Хотулев
Ф.В.Сычков
Н.И.Гумалик
И.Я.Билибин - 2
Б.А.Фогель
М.И.Тоидзе - 2
М.С.Туганов
М.Д.Бернштейн
Г.П.Светлицкий
Е.М.Чепцов
Я.А.Чахров
Н.Я.Борисов - 2 - 3 - 4
С.И.Фролов
П.К.Лихин - 2
С.М.Прохоров - 2
М.П.Бобышев - 2 - 3
Я.А.Троупянский
Л.Ф.Овсянников
М.И.Курило
М.И.Авилов - 2
И.И.Мозалевский - 2
А.В.Стаценко
А.А.Битнер
Б.А.Садовский - 2
Н.Г.Руновский
С.О.Грузенберг - 2
М.А.Керзин - 2
И.М.Карпинский - 2 - 3
М.Я.Паур
Д.И.Похитонов
А.В.Григорьев
П.А.Радимов
П.Е.Безруких - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7
А.Людекен
С.А.Белиц
К.Е.Миесниек - 2
В.Ф.Булгаков - 2
М.К.Тенишева
И.А.Владимиров - 2
С.Яблоновский
В.В.Воинов - 2
И.М.Карпинский - 2 - 3

   


Отношение учеников старой Академии, перешедших к преподавателям-передвижникам после реформы Академии, отталкивало Илью Ефимовича. Он ясно сознавал, что пробить стену равнодушия у закостенелых в академизме и вместе с тем установившихся в своем авторитете учеников трудно. Я не раз слышал от жены Ильи Ефимовича, Веры Алексеевны, что он Тенишевскую мастерскую любит больше, чем академическую, к которой сравнительно равнодушен. Из числа своих академических учеников он выделял небольшую группу особенно талантливых, например П.Мясоедова, написавшего конкурсную картину «Сожжение протопопа Аввакума», Ф.Малявина, П.Шмарова, М.Иванова, И.Куликова, Б.Кустодиева.
Илья Ефимович часто проводил с нами беседы; много говорил о своих впечатлениях от последних выставок, о творческих задачах, вспоминал о своих заграничных путешествиях, говорил о западноевропейских мастерах, среди которых особенно выделял Фортуни, достигшего совершенства рисунка без академии. Илья Ефимович говорил нам, что в сущности преимущество академий, в частности нашей, состоит в тех условиях, которые она нам создает для работы в виде помещений, натуры и субсидий.

Яков Андреевич Чахров (1875-1942) - художник-живописец и педагог. Учился в Академии художеств в 1898-1904 годах. Звание художника ему было присуждено за картину «Повстречались».

Н.Я.БОРИСОВ

Илью Ефимовича Репина я знал с 1896 по 1907 год. Около двух с половиной лет я жил в квартире Ильи Ефимовича в Академии художеств и три раза бывал в его имении Здравнево б. Витебской губернии.
В то время, когда я жил у Ильи Ефимовича, его квартира и личная мастерская помещались в основном здании Академии художеств. Квартира находилась на третьем этаже, состояла из семи комнат и выходила окнами на 4-ю линию Васильевского острова. (Если в третьем этаже Академии, со стороны 4-й линии, отсчитать три первых окна от набережной Невы, то последующие девять или десять окон как раз и приходились на жилое помещение, занимаемое семьей Репина.)
Мастерская для Репина была отстроена также на третьем этаже академического здания. Она имела два больших, выходящих на северную сторону венецианских окна, которые под углом продолжались в потолке. Такое расположение окон создавало в мастерской наиболее ценное для живописи и рисования освещение - боковое и верхнее при отсутствии прямых солнечных лучей: позирующая натура и холст, на котором создавалась картина, получали выгодный, ровный и естественный свет.
Подрамник с крупным холстом помещался на большом, «стационарном» мольберте, который при мне всегда стоял на одном и том же месте; кроме того, в мастерской обычно находилось два «передвижных» мольберта: один для картин средней величины, другой - для работ меньшего размера. Если требовалось, доставался еще «подвижной» мольберт, но лишь на время, чтобы не загромождать помещения.
В мастерской постоянно соблюдалась тщательная чистота. Лишних украшений не было, штор на окнах - также. Температура поддерживалась несколько повышенной, что было необходимо для позирующих натурщиков.
Несмотря на солидный возраст (Илье Ефимовичу было около шестидесяти лет), работал он с азартом и удивительным упорством. Изо дня в день, как по расписанию, от девяти часов утра до двенадцати и от одного часа до трех он работал в своей мастерской; кроме того, ежедневно, примерно от четырех часов вечера, он работал еще где-либо: у друзей, знакомых, заказчиков.
От многолетнего труда и переутомления у Ильи Ефимовича заболела правая рука, но он, пересиливая боль, продолжал работать. В 1900-1901 годах рука разболелась еще сильнее. Врачи запретили Репину работать правой рукой. Удар этот для Ильи Ефимовича был очень тяжел, но не сломил художника. Он принялся работать левой рукой. Чтобы совсем освободить больную руку от нагрузки, он заказал специальную палитру, прикрепляемую у пояса, и подставку для кистей, которую ставил вблизи себя. Одно время Илья Ефимович работал сразу двумя руками: в каждой руке - по кисточке, а палитра - на поясе.
Во время письма Репин весь уходил в работу. Он терпеть не мог, если ему кто-либо мешал. Однажды в его мастерскую вошел рассыльный и доложил, что его, Илью Ефимовича, зовет к телефону президент Академии, великий князь Владимир Александрович. Репин выслушал молча, слегка повернув голову, затем, не сходя с места, отрезал: «Что, не знаешь разве, что в таком случае говорить надо? Скажи, что дома нет!»
Илья Ефимович не любил показывать свои незаконченные вещи. Обычно он не пускал в мастерскую даже жену и детей. Если он и приглашал кого-либо в мастерскую, то редко пускал за занавес, где стояли недописанные картины. Если кто из любопытства и спрашивал, что там, за занавесом, то Илья Ефимович обычно отвечал нехотя, с нотками раздражения в голосе: «Там так... не готово... вот будет готов, дам на выставку... все и увидят...» Он не любил даже вопросов о картинах, которые находились в процессе работы.
Будучи очень требовательным к себе как художнику, Репин был всегда требовательным в выборе употребляемых материалов. Так, при выборе холста для той или иной картины он обращал внимание на его зернистость. Когда нужно было писать мужчину с резкими чертами лица, с обветренной кожей, он брал грубый холст, с крупным зерном. «Сам холст - и тот может помочь передать материальность», - говорил Илья Ефимович (его ученики называли между собой грубые сорта холста «репинскими»). И, наоборот, когда нужно было рисовать какие-либо тонкие детали или молодые женские лица, тогда Репин и холст брал менее грубый. Но совершенно гладкой грунтовки, гладкого основания для картины он не любил и никому не советовал.
Илья Ефимович пригласил меня побывать в его имении Здравнево, находившемся в Витебской губернии. Он дал мне список красок, адресованный Тарасову, заведующему лавкой художественных материалов при Академии. Этот список сохранился. Вот он:

г. Тарасову.
Прошу отпустить для меня
Белил цинковых (декоративных) - б
Охры светлой - 4
Охры красной - 4
Охры золотистой - 4
Терьдесиены жженой - 4
Черной слоновой - 3
Черный графит - 3
Вандик коричневый - 4
Капут-мортум черный - 3
Кадмий светлый - 4
(желтый) - 4
Киноварь - 4
Краплак розовый - 4
Краплак темный - 4
Краплак пурпуровый - 4
Пигмент - 4
Кобальт темный - 10
Ультрамарин темный - 10
Тер-верт - 10
Верт-эмерод - 4
И. Репин

продолжение ...


   Реклама:
   » 

"Отсутствие в Репине при полной его сбитости и, мы бы сказали, податливости истинной, «перовской» силы обличителя и рассказчика способствовало прежде тому, что мы его особенно любили. Именно благодаря отсутствию этой силы мы мало обращали внимания на те рассказы и уроки, которые он вкладывал в свои картины." (А.Н.Бенуа)

* * *

www.ilya-repin.ru, Илья Ефимович Репин, 1844-1930, olga(a)ilya-repin.ru

Rambler's Top100